КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие управления. Управление как социальное явление




Административное право как отрасль правовой системы призвано регулировать общественные отношения, возни­кающие в процессе реализации исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления. Оно по своей изначальной сути является правом управления, или управ­ленческим правом. Административно-правовые нормы регулируют общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением государственного управления. Управление означает руковод­ство чем-либо (или кем-либо). Однако такое определение требует раскрытия сущности данного руководства, его функционального назначения.

Выделяют следующие виды управления:

управление в неживой природе, т.е. в технических системах;

управление в организмах (в биологических системах);

управление в обществе (н социальных системах).

Социальное управление, в том числе и государственное, Подставляет собой организованную деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей.

Во-первых, социальное управление имеет место только в том случае, если осуществляется совместная деятель­ность людей.

Во-вторых, социальное управление своей главной целью имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей (организованный характер.

В третьих-Возникают они прежде всего между субьектом и обьектом .

В четвертых-Социальное управление основывается на поределенной соподчиненности воли участников..

В пятых-социальное упраление требует особого механизма реализации.

Социальное управление делится :

1.Государственное управления

2.Общественное управление

 

2.Государственное управление, его основные черты,задачи на современном этапе государственного строительства.

По конституции 1994 г. государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательный орган- издание законов

Органы исполнительной власти –реализовывают законы в жизнь (гос.управление)

Судебный орган- Законоохранительная деятельность.

1.Государственное управление - конкретный вид дея­тельности по осуществлению единой государственной вла­сти

2. Государственное управление имеет общегосудар­ственный характер, т.е. охватывает все важные для госу­дарства стороны жизни общества.

3. Государственное управление представляет собой преж­де всего деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным ее направлением является испол­нение, т.е. проведение в жизнь законов и иных норматив­ных правовых актов.

4. Государственное управление носит государственно-властный характер.

5. Государственное управление - активная и целенап­равленная подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение законов, применительно к важней­шим сферам жизни общества



6.Государственное управление является исполнительной деятельностью по отношению к деятельности, осуществляемой органами государственной власти - Советами депутатов.

Специфические признаки:

1.Вертикальность(иерархичность) система исполнительно-распорядительных органов.

2.Юридически власные полномочия в системе гос. управления осуществляется во вне судебном порядке –административном.

3.Административное правотворчество возможно

4.Гос управление осуществляется только органами входящие в систему исполнительной власти , государственное управление проявляется везде где есть государственные элементы.

 

 

3.Принципы государственного управления.

Принципы делятся на:

1.Общие

2.Организационные

К общим относят:

1.Обьективность

2.Конкретность-осуществление управления в повседневной жизни на основе достоверной информации .

3. Эффективность- чтобы достичь цели управления можно меньшими затратами и средствами,временем.

4.Принцип приоретета и гарантированности прав личности –права человека признаются высшей ценностью.

5.Централизация и децентрализация-

Централизация-подчиненность нижестоящих органов вышестоящим.

Децентрализация- закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно.

6.Законность и дисциплина- строгое и неуклонное соблюдение и исполнение субьектами и обьектами управления законов.

Организационные принципы (построение и осуществления):

Построение

1.Отраслевой – для осуществления управления в той или иной отрасли создается самостоятельная группа гос органов , которые наделяются соответствующими полномочиями.

2.Территориальный- формирование аппарата управления на территориальной основе

3.Линейный-осуществление исполнительной власти при которой каждый руководит в границе своей компетенции.

4.Функциональный- формируются специальные органы и апараты исполнительной власти которые осуществляют общие надведомственные функции управления.

5.Принцип двойного подчинения- сочитание линейного и функционального подчинения.

Осуществление

1.Рациональное распределение полномочий между субьектами управления

2.Ответсвенность субьектов и исполнительной деятельности

3.Сочитание коллегиальности и единоначалия при решении вопросов гос. управления.

 

4.Понятие исполнительной власти .Механизм ее осуществления .Соотношение исполнительной власти и государственного управления.(ст.106 конституции)

-Государственное управление является формой практической реализации исполнительной власти.

-Органы гос управления это и субьекты исполнительной власти

А исполнительные органы это сборный термин который может быть применен для обозначения всех субьектов государственной управленчесской деятельности .

 

5.Понятие и виды административно-правовых норм .

 

Административно-правовая норма – устанавливающийся или санкционируется государством правила поведения , регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.

Материальные-правила поведения

Процессуальные состоит:

А)административная-юрисдиционная

Б)административно-процедурная

Юрисдикция- установленая законом совокупность полномочий соответствующих гос органов и должносных лиц по разрешения правовых споров и рассматривает административно правовые дела.

-Регулятивные

-Правоохранительные

-Обязывания

-Запрещающие

-Управомочивающие

-Стимулирующие

-Рекомендательный

-Общие – приминяются во всех сферах

-Отраслевые- применены к отдельным отраслям

-Межотраслевые

-Местные- на определенной территории

По адресату:

-Адресованы гос предприятиям

-адресованы общественным обьединения

-адресованы комерческим и частным

-адресовано гражданам

 

6.Структура административно-правовой нормы, ее специфика.

Структура правовой нормы - это внутреннее строение, взаи­мосвязь необходимых ее элементов (гипотезы, диспозиции, санкции).

Логическую структуру нормы права можно абстрактно сфор­мулировать следующим образом: «если имеют место предусмот­ренные нормой обстоятельства (гипотеза), то субъект обязан (име­ет право) совершать или не совершать определенные действия (дис­позиция), в противном случае могут наступить установленные нормой неблагоприятные для него последствия (санкция)».

Гипотеза - часть номы, предусматривающая условия, обсто­ятельства, при наступлении которых следует руководствоваться установленным ею правилом.

Диспозиция - часть нормы права, в которой содержится ука­зание на то, каким должно быть поведение в случае наступления условий и обстоятельств, предусмотренных ее гипотезой.

Санкция - часть нормы, в которой указываются неблагопри­ятные юридические последствия невыполнения предписания, содержащегося в диспозиции.

 

7.Понятие административно-правовых отношений , их специфика и элементы.

-это разновидность правовых отношений представляющих собой урегулированные нормами административного права общественные отношения которые складываются в сфере осуществления исполнительной власти , в сфере гос управления.

Структура: субьект,обьект,содержание

Специфика:

1.Админис правоотношения строяться на принципе власть подчинения, сдесь одна сторона властвует,и др подчиняется.

2.Известно только одна сторона –субьект управления тот кто наделен власными полномочиями.

3.Являются организационными

4.Апри разрешении споров возможных в области админ правовых отношениях не прибигают к правосудию т.е возмождны административная юрисдикция.

5.В адм правовых отношениях ответственность наступает ни перед другой стороной а перед государством в лице гос органов , либо должносного лица.

 

8.Административная правосубьектнасть.

Административная правоспособнасть- способнасть субьекта административного права преобретать комплекс прав и обязанностей в сфере гос управления закрепленные и обеспеченные нормами административного права.

Административная дееспособнасть- способнасть субьекта своими действиями реализовать в правоотношениях свою административную правоспособнасть.

Административная деликтоспособнасть- способнасть субьекта самостоятельно нести ответсвенность в области гос управления.

 

9.Виды административно-правовых отношениях.

Основные и неосновные.

Основные проявляются – во взаимодействии между субьектом и обьектом управления т.е , и строятся по формуле команда- исполнение.

Неосновные – проявляются во взаимодействиями отношениях между самими субьектами управления.

Субординационные-строяться на гласности ,подчинения,властности.

Координационные- без проявления властной авторитарности представляет собой согласовоность деятильности.

Вертикальные-Не равенство своего правового положения.

Признаки вертикальности:

1.не равенство участников

2. подчинение одного участника другого по схеме-власть-подчинение

Горизонтальные-стороны фактически и юридически явл равноправными.

 

10.Понятие и предмет административного права как отрасли права.

Административное право-представляет собой отрасль права явл. Совокупностью взаимодествия,взаимосвязи,и взаимобусловлености норм которые регулируют общественные отношения возникающие в процесе осуществления государственно управленческой деятельности .

Предмет административного права - это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти (орга­нов управления). Эти общественные отношения непосред­ственно связаны с государственно-управленческой дея­тельностью, поэтому и называются управленческими.

В зависимости от субъектов управленческих отно­шений представляется возможным выделить следующие виды общественных отношений:

между вышестоящими и нижестоящими органами го­сударственного управления (например, между Сове­том Министров Республики Беларусь и любым мини­стерством);

• между различными органами государственного управ­ления, не связанными отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами); •

• между органами государственного управления и подчиненными, а также не подчиненными им предприя тиями, организациями, учреждениями

По объему административной деятельности можно выделить управленческие отношения в сфере:

• общего управления (руководство комплексом отрас­лей государственного управления);

• специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);

• отраслевого управления (руководство отдельной от­раслью государственного управления).

По содержанию выделяют отношения, связанные с:

• осуществлением централизованного руководства или непосредственного оперативного управления;

• государственным регулированием деятельности обще­ственных организаций и сотрудничества органов уп­равления с последними;

• осуществлением органами управления деятельности по удовлетворению нужд и запросов граждан, охране их прав.

По областям административной деятельности следует выделить управленческие отношения в области управления экономикой, социально-культурным строи­тельством, административно-политическим строитель­ством

 

 

11.Метод административного правового регулирования.

Метод правового регулирования- это система юридических средст, с помощью которых государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений.

Любая отрасль права используется в качестве средств правового регулирования 3 юридической возможности:

1.Предписанные- возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные деяния.

2.Запреты-возложение прямой юридической обязанности не совершать ие или иные действия.

3.Дозволения- юр разрешение совершать действия , или совершать по своему усмотрени.

Поэтому методы правового регулирования едины для всех отраслей права.

Особенности метода адм права:

1.одной стороне отношений предоставлен определенный обьем юр власти полномочий адресуемых другой стороне которая должна подчиниться

2.у управляющего есть власные полномочия

3.адм метод проявляется и там где возникают в области гос управления имущественные отношения

4.Власность и односторонность наиболее существенные признаки адм правового регулирования.

 

12.Источники административного права как отрасли права.

В специальном юридическом смысле источники ад­министративного права - это конкретные формы выраже­ния норм соответствующей отрасли.

К числу источников административного права относит­ся, во-первых, Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями). Многие из содержащих­ся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность, например конституционные нормы, определяющие основы формирования деятельности органов исполнительной власти (ст. 106, 107, 117), за­крепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст. 22-51) и др.

Во-вторых, административно-правовые нормы содержат­ся также в законодательных актах.

Источником административного права являются также нормативные указы и распоряжения Президента, имею­щий обязательную силу на всей территории Республики Ииларусь, а также декреты, имеющие силу законов (ст. 85 К. институции).

К числу источников административного права относятся также постановления Правительства Республики Бела­русь (ст. 106 Конституции), например постановление Каби­нета Министоов Республики Белаоусь от 4 янваоя 1996 г.

В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат норматив­ные акты государственных комитетов, министерств

Административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в межгосударственных соглашениях, кото­рые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

Наконец, источниками административного права внут-риорганизационного характера можно назвать норматив­ные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов).

 

 

13.Виды систематизации норм административного права ,проблемы кодификации.

Систематизация норм адм права осуществляется по 2 напрвлениям

1.Инкорпорация, т.е упорядочение сведения воедино действующих нормативных актов без изменения их содержания в определеноом систематическом порядке. Второе направление - кодификация, т.е. качественная переработка действующих юридических норм, устранение несогласованностей и противоречий правового регулирова­ния, восполнение пробелов и отмена устаревших норм. В процессе кодификации законодательства осуществляется объединение действующих нормативных актов по отраслям права (законодательства), приведение их в стройную, внутренне согласованную систему.

Кодификация законодательства может быть всеобщей (переработке подвергается все законодательство), отрасле­вой (проводятся кодификационные работы в пределах определенной отрасли законодательства) или специальной (охватываются нормы определенного правового института, например нормы об охране животного мира)

 

14.Понятие, предмет, система и источники науки административного права.

15.Метод науки административного права и связь ее с другими науками.

административного права - это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сфере административного права, как совокупности соответ­ствующих правовых норм и их применения органами и должностными лицами исполнительной власти.

Предметомнауки административного права является исследование государственного управления (исполнительно-распорядительной, административной деятельнос­ти), складывающихся в его сфере общественных отношений административно-правовых норм, регулирующих эти ' отношения.

Наука административного права исследует:

• правовое положение граждан (физических лиц) в сфе­ре государственного управления;

1 правовой статус органов государственного управле­ния;

• правовое положение негосударственных объединений н сфере управления предприятий, учреждений, орга­низаций, юридических лиц;

• административно-правовой статус государственных и

общественных служащих;

• правовые формы и методы управления

• способы обеспечения законности и дисциплины в го­сударственном управлении;

• административный процесс и его виды;

-систему общего,отраслевого и межотраслевого управления.

Система науки административного права шире системы отрасли права. Во-первых, система науки административ­ного права представляет собой не только сумму научных знаманий о действующем административном праве и его и нститутах, но также знания о наиболее общих категориях (понятиях) административного права: о предмете, методе и принципах административного права, об административ­но-правовых нормах и административно-правовых отно­шениях, их видах, о субъектах и объектах этих отноше­ний, об исполнительной власти, о ее признаках и функциях. •'то базисные категории первого уровня.

Во-вторых, система науки административного права ' троится на началах, характерных для построения системы любой науки: разрозненный и хаотически расположенный материал систематизируется и превращается в логически тройное единое целое. Систематизация различает метод распределения научного материала на части (в соответствии с правовыми институтами) и метод организации его « целостное образование, доступное для познания и прак­тического использования.

В-третьих, система науки административного права ин­тегрирует материал о системах административного права -институционный, процессуальный, отраслевой- в единую систему знаний об административном праве.

Система преподавания административного права призвана обеспечить полное и точное усвоение данной науки, понимание административно-правовых категорий и действующего административного права.

Обучение отличается от науки тем, что поставлено в строго ограниченные рамки учебной программы. Преподавание административного права принимает от науки толь­ко основной материал, необходимый для его понимания, формирования профессионального мышления и предстоя­щей практической деятельности. ..